Социальный строй убыхского
общества.
У убыхов, более, чем у
их соседей абазинских и адыгейских племён, действовали традиции
общинно-родового устройства. Они никогда не имели каких-либо властей,
единственным политическим началом, объединявшим их в единое целое, была
необходимость военного объединения для совершения грабительских набегов, а в
период Кавказской войны и обороны от русских войск. В целом же это было
анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел
право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую
ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны
оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.
Убыхские аулы были разбросаны
по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в
одной долине, составляли общину. Жители выбирали одного из своей среды,
обыкновенно самого старого, для обсуждения незначительных споров, которых не
стоило доводить до обсуждения на народных собраниях. Старшина этот в военное
время становился обыкновенно и военным предводителем, и нередко случалось, что
простой старшина подобного рода имел гораздо большее влияние, чем представители
знатных семейств. Влияние старшины определялось количеством выдвинувших его
аулов и зависело ещё от личной храбрости и особенно от набожности должностного
лица. Если это был хаджи, т.е. совершивший паломничество в Мекку, то влияние
его было очень велико. Если в долине проживал известный дворянский род, то
обыкновенно из такого рода выбирались наиболее храбрые и видные представители
для управления военными и гражданскими делами, и в этом случае избирательная
должность делалась почти наследственной. Так, у горных (истинных) убыхов
военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у
представителей знаменитого дворянского рода Берзеков.
У сочинских приморских убыхов
главенствовал род Аубла (Облагу), у убыхов Вардане - дворянский род Дзиаш
(Дзейш). Наиболее важные вопросы жизни горских общин решались на народных
собраниях, на которые выбирались депутаты от всех населённых пунктов Убыхии,
часто от отдельных больших фамилий и родовых союзов. Народное собрание взрослых
свободных мужчин считалось высшей властью убыхских общин. На народных собраниях
решались вопросы войны и мира, избирались общинные старейшины, вершились
судебные дела, принимались важные хозяйственные решения. Собрания обычно
происходили в местах отправления культов (священные рощи и деревья).
В завершающий период войны на
Западном Кавказе (1860-1864 гг.), в условиях усилившегося напора русских войск
и угрозы потери независимости, перед западно-кавказскими горцами встала задача
создания межплеменного органа управления с целью координации военных действий
разрозненных горских обществ. Так возник своеобразный черкесский или убыхский
парламент, в котором главенствующую роль играли убыхские военные предводители.
Комплекс зданий убыхского парламента (меджлиса) был воздвигнут в 1861 г. на
левобережье приустьевой части долины р. Мамайки (Псахе).
В первой половине XIX века
убыхи, как и причерноморские шапсуги и садзы-джигеты, ещё не имели
установившихся феодальных отношений. Хотя несомненно феодальная тенденция
существовала, скрытая под покровом патриархальных родоплеменных отношений. В то
же время и рабство в Убыхии в своём развитии не вышло за пределы патриархальных
"домашних" форм. Для убыхов не было характерно закабаление;
контингент рабов составлялся из захваченных или выменянных иноплеменников.
Работорговля на Черноморском побережье Кавказа, и особенно на убыхской
территории, во все времена имела большое распространение. Но убыхи лишь
частично занимались непосредственной эксплуатацией рабов в своём хозяйстве.
Рабы в Убыхии были одним из основных экспортных товаров и необходимость
постоянного пополнения "живого товара" была главной причиной
беспрерывных убыхских воинских набегов на соседние и дальние племена, а в
период российской экспансии на Кавказе и на русские военные укрепления на
Черноморском берегу и казачьи станицы на Кубани и её притоках.
Убыхи не видели
сколько-нибудь значительной разницы между домашним рабом и рабом, посаженным на
землю, т.е. крепостным. Рабы использовались для домашних работ, в отношениях с
хозяевами было много черт патриархальности. Богатство убыха определялось числом
рабов-крепостных, в то время как в других местах его исчисляли количеством
быков и баранов. Уровень развития рабства и крепостничества в Убыхии был крайне
низок. Сообщая о рабах и крепостных в Убыхии середины XIX века, различные
исследователи говорят, что большинство их было вооружено, нередко они вместе с
владельцами принимали пищу за одним столом, продавать их можно было лишь с их
согласия, иногда они имели право перехода к другому владельцу.
Наиболее многочисленной
группой населения Убыхии были свободные общинники-вагыш, которые формально были
свободны от каких-либо повинностей по отношению к господствовавшим слоям
убыхского общества. Однако военная племенная верхушка убыхов в определённой
степени узурпировала власть и над "вольными" горскими общинами. При
этом личная зависимость низших слоёв от горской старшинской верхушки
маскировалась обычаями и псевдородственными связями, выражаясь в форме
натуральных приношений, "добровольных" взносов, "дарений" и
других форм "родовой взаимопомощи".
Применявшееся во многих
источниках название "дворянство" для феодализирующейся убыхской
племенной знати было условным. Родоплеменная знать по-убыхски называлась -
куашхъа. Куашхъа выделялась среди свободного населения знатностью своего
происхождения и богатством. Односторонне используя старинный обычай трудовой
взаимопомощи, они в определённой степени эксплуатировали свободных общинников.
Куашхъа, возглавлявшие приморские общины, систематически получали подарки от
купцов, что являлось своего рода обязательной пошлиной.
Постоянное стремление к
обогащению развило у убыхской верхушки энергичную экспансию по отношению к
соседним племенам, заразив и значительную часть рядовых убыхов. Природный
воинственный дух "истинных горцев" подкреплялся их уверенностью в
ненаказуемости за грабительские набеги на соседние и дальние племена, так как убыхи
считали основную территорию своего обитания недоступной для врагов.
Война и постоянная готовность
к войне, постоянные походы с целью захвата пленных с последующей их продажей в
Турцию приобрели характер доходного промысла и стали одной из основной функций
этого народа. В постоянной боевой готовности было всё способное носить оружие
мужское население Убыхии; совершеннолетие мальчика-убыха определялось его
способностью носить и использовать оружие. Основной задачей убыхских общин в
воспитании подрастающего поколения была подготовка храброго и выносливого
воина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий