“История ЧЕРКЕСИИ
в средние века и новое
время”
Общение
со Степью всегда было очень важным фактором в формировании и длительной истории
абхазо-адыгского сообщества. Первый известный по письменным источникам народ на
территории Северного Причерноморья и Западного Кавказа — киммерийцы. В каком
отношении пребывали киммерийцы и горцы Западного Кавказа, называли ли
современники древних абхазо-адыгов этим этнонимом, а если киммерийцы другой
народ, то входили ли абхазо-адыги в состав их державы — все эти вопросы
необходимо рассмотреть в целях воспроизведения полной картины абхазо-адыгского
историко-культурного типа, в первой половине I тыс. до н.э. Признанный
специалист по проблеме этнической атрибуции киммерийцев Л.А. Ельницкий отмечал,
что “говоря о киммерийской культуре, мы должны иметь в виду северо- и западнокавказскую
культуру эпохи раннего железа в целом, связанную в предгорьях отчетливыми переходными
ступенями с культурой причерноморских скифов” .
Выделение
античного периода в истории абхазо-адыгов связано исключительно с
необходимостью систематизации наших представлений об историческом прошлом
Западного Кавказа. В VI в. до н.э. по берегам Кавказа размещаются греческие
полисы. Развитая литературная, географическая и историографическая традиция
греков зафиксировала многие стороны жизни местных племен. Впервые мы получаем
подробные отчеты об этнографии и социальном облике абхазо-адыгов. Те субэтнические
группы и те названия, которые греческие авторы отмечают на Западном Кавказе,
существовали и до их прибытия. За всю греко-римскую эпоху на Западном Кавказе
не изменился ни тип социальной организации, ни духовная, ни материальная
культура. Абхазо-адыгское сообщество воспроизводилось с завидной степенью консервативности.
Период с VI в. до н.э. по V в. н.э. мы выделяем на основе значимых внешних
критериев: соседство античной цивилизации (Крым и Анатолия — развитые античные
области), весь этот период население Западного Кавказа испытывало влияние со
стороны типологически близких кочевнических этносов — скифов и сарматов;
Большую
часть этого периода на стыке Крыма и Кавказа существовало Боспорское царство;
анализ этого периода основан на унифицированной системе словоупотребления.
Греки создали этногеографическую номенклатуру Западного Кавказа: в VI веке
такие этнонимы как синд, меот, керкет, гениох, ахей и целый ряд других
названий выходят из употребления. Такие этнонимы как зих и абазг
покрывали наибольшее число этнотерриториальных сообществ Западного Кавказа и,
начиная с I в. н.э., имели устойчивую тенденцию вытеснять другие названия. За
утверждением этнонимов зих-Зихия и абазг-Абазгия стоят бурные процессы
консолидации адыгов и абхазов. В XIII в. на большей части Западного и Северного
Кавказа утверждается этноним черкес-Черкесия.
Фонетическая
близость этнонимов “керкет” и “черкес” послужила основой для целого ряда
попыток в кавказоведческой литературе построить линию этногенеза адыгов от
керкетов к черкесам . Вопрос о генетической связи этих двух этнонимов осложнен
тем обстоятельством, что существует весьма значительный хронологический разрыв
между последним упоминанием “керкетов” и первым — “черкесов”. Наиболее позднее
упоминание керкетов принадлежит Псевдо-Арриану (V в.): “За синдами же находятся
керкеты, называемые также торитами, справедливый и добрый народ и весьма
опытный в мореходстве” . На абхазском и черкесском побережье Черного моря античные
историки и географы упоминают большое число племен. Чаще других здесь
фигурируют керкеты, ахеи, гениохи, а с первого века н.э. — зиги (зикхи, зихи),
саниги, абазги и апсилы. У авторов V—II вв. до н.э., а также у некоторых более
поздних авторов, которые опирались на древние источники, с севера на юг по
побережью, как правило, перечисляются керкеты, ахеи, гениохи. Так, например,
автор IV в. до н.э. Скилак Кариандский в описании Кавказа перечисляет с севера
на юг такие племена, как савроматы, меоты, синды, керкеты, тореты, ахеи,
гениохи, кораксы, колика, меланхлены, гелоны, колхи (в северных пределах колхов
города Гиен и Диоскурия) . Помпоний Мела, опиравшийся на древние источники и
создавший свое “Землеописание” около 44 г. н.э., зафиксировал с севера на юг:
“...синдоны, керкетики (керкеты), ахеи, гениохи (на земле гениохов
Диоскуриада), фтирофаги, корак-сики,шесть Колик, Торетика, Меланхлена” .
Дионисий Периегет (II в. н.э.) в своем “Землеописании” поместил на этом секторе
кавказского побережья синдов, киммерийцев, керкетов, торетов, ахеев, гениохов,
зигов и затем колхов . Несколько иной список наблюдается у Клавдия Птолемея (II
в. н.э.): боспораны (на месте синдов), ахеи, керкеты, гениохи и сванноколхи . У
Клавдия изменилась последовательность — сперва следуют ахеи, а затем керкеты. У
него же в другом месте сперва указана деревня Ахея, а к югу от нее залив
Керкетиды .
Страбон
по этому вопросу дал довольно отличающиеся друг от друга сообщения: первое он
подчерпнул у автора второго века до н.э. Артемидора, а второе сообщение у
анонимных историков митридатовских войн. Сообщение, восходящее к Артемидору,
мало чем отличается от вышеперечисленных: “За Батами (прим. совр. Новороссийск)
Артеми-дор называет побережье керкетов с пристанями и селениями, на
пространстве около восьмисот пятидесяти стадиев (т.е. примерно до совр. Туапсе),
затем побережье ахеян, на пространстве пятисот стадиев (т.е. примерно до совр.
Сочи), далее берег гениохов в тысячу стадиев (т.е. примерно до совр. Сухуми)”.
Питиунт (Пицунда) и Диоскуриада (Сухум) помещаются Страбоном на земле гениохов
и в то же самое время считаются им крайними северными пределами Колхиды. Здесь
же Страбон отмечает, что размещению племен согласно данным историков митридатовских
войн следует придавать больше значения: “Но историки митридатовских деяний,
которым следует придавать более значения, первыми называют ахеян, за ними
зигов, затем гениохов, далее керкетов, мосхов, колхов, живущих над ними
фтейрофагов, соанов и другие мелкие народцы у Кавказа”.
Собственно
страбоновское видение этнической карты Западного Кавказа: “У моря лежит
азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги,
гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины
фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида...”. Таким
образом, ко времени Страбона произошло перемещение керкетов из, условно
выражаясь, синдо-меотского сектора побережья в колхидский сектор: до Страбона
ни один автор не помещал керкетов в Колхиде. Если сообщения историков
митридатовских войн, Артемидора Эфесского и Страбона действительно отражали
реальные изменения в расположении западно-кавказских племен, то надо полагать,
что в первой половине I века до н.э. имело место значительное смещение
протоабхазо-адыгов с севера на юг. Об этом свидетельствует не только миграция
керкетов, но и появление на их традиционном месте проживания зигов. Кроме того,
с этого времени появляются еще два племени, предположительно северокавказского
происхождения — абазги и апсилы — занявших часть территории гениохов и часть
территории колхов. Это своего рода великое переселение народов в рамках
Кавказа стало отправной точкой сложных этногенетических процессов, в результате
которых к V веку все старые племена, покрытые названиями синдов, керкетов,
ахеев, гениохов, колхов и санов, были либо вытеснены, либо ассимилированы
зигами и абазгами — и на побережье Кавказа остаются два названия — Зихия и
Абазгия
Комментариев нет:
Отправить комментарий