Вы знаете кто такие Черкесы?

воскресенье, 13 мая 2012 г.


СОВЕТСКАЯ ЭПОХА 
Нетрудно себе представить, каково русскому человеку читать нелицеприятные суждения о русской политике. Но следует заметить, что никогда мы, черкесы, не смешивали вершителей имперской политики России с русским народом. Но то, что пишется в этих строках, выстрадано за многие десятилетия, несколькими поколениями людей, которые были безвинно обречены на страдания, и эти страдания продолжаются доныне. 
Октябрьская революция пробудила надежды кавказских народов на изменение своей судьбы к лучшему. Поначалу она сумела обнадежить их в этом: так, одним из важнейших в программе большевистской партии признавался национальный вопрос. Было провозглашено равенство всех граждан независимо от национальной принадлежности, свобода вероисповедания, право нации на самоопределение и на национальную территорию. Все это вызвало большой энтузиазм, особенно тогда, когда дело образования и возрождения национальных культур взяло на себя молодое государство. Через все идеологические заслоны к нам, зарубежным черкесам, поступала обнадеживающая информация о новом миропорядке на земле, где власть принадлежит Советам. Изгнанники-черкесы, которым каждый встречный мог без обиняков напомнить о том, что они чужие на этой земле, преисполнились надеждой на скорое возвращение или, во всяком случае, на улучшение своего положения. 
Увы, мечтам не суждено было осуществиться, ибо большевики, при всем уважении ко многим из них, намерены были предоставлять права в строго ограниченных рамках, которые никоим образом не предполагали разрешения такой неудобной для них проблемы, как репатриация черкесов. 
Что же было сделано хорошего и что из того получилось? Народам были даны территориальные границы их государственных образований. Нет спору, что это хорошо. Но эти территории - просто лоскутки по сравнению с тем, что было. На месте обширной исторической Черкесии были созданы: Кабардино-Балкарская автономная область (позднее республика), западнее ее -Карачаево-Черкесия, а еще западнее - Адыгея. Более десятка шапсугских селений на берегу Черного моря и несколько кабардинских селений в районе Моздока, а также отдельные аулы в степной зоне оказались за чертой созданных территориальных образований, а значит без права на развитие культуры и своего языка. Они до настоящего времени пребывают в этом положении, медленно растворяясь в чужеродной среде. Абхазия же и вовсе была присоединена к Грузии и этим самым административно изолирована от среды близкородственных этнических образований. 
Таким образом, некогда единый, могучий этнический массив вначале был обескровлен, более чем наполовину уничтожен, три четверти тех, кто выжил, изгнаны со своей исконной земли, а остатки - административно расчленены на кусочки. При этом в составе России Кабарда получила статус автономной республики, другая часть адыгов под общим для всех этнонимом черкесы - статус автономной области под опекой Ставропольского краевого руководства, западные адыги или адыгейцы - автономной области в Краснодарском крае, абхазы оказались в составе Грузинской республики. Ну, а некоторые не получили и этого. 
Было бы, очевидно, несправедливо видеть во всем этом только злой умысел и наплевательское отношение к национальным проблемам со стороны центральных властей. Мы знаем, какой трудный путь прошло советское государство в первые десятилетия своей истории, и в этих условиях были неизбежны большие накладки. Но разве нам, у которых нет родины, легче от понимания этого? Разве мы были бы лишними в многонациональном госу-дарстве под эгидой России? 
Наши старшие передали нам по наследству мечту о возвращении на земли предков. Эта земля истосковалась по своим законным детям, и если бы советские власти позволили нам возвратиться к ней, мы готовы были бы с величайшей благодарностью принести свои силы, знания и мастерство на благо вновь обретенной Родины. 
Увы, вместо этого на все наши просьбы мы получали или гробовое молчание, или отказ. В "братской семье народов" история черкесов искажалась в угоду имперской идеологии, борьба защитников родины преподносилась как разбой или иностранный шпионаж, массовое изгнание - как следствие мусульманского фанатизма, колонизация Кавказа - как благородная культурная миссия приобщения диких племен к европейской цивилизации. 
Конечно же, глядя со стороны, легко судить о чужих просчетах. Но нам, черкесам, это право дано полуторавековыми страданиями и унижениями на чужбине, когда, наши полководцы, писатели, философы, деятели искусства, спорта приносят громкую славу не своему народу, а Турции или Сирии, Иордании или Египту, когда жизненный потенциал народа, воспетого Байроном и Пушкиным как один из благороднейших, разрушается, уходит в песок. И мы вправе заявить, что одним из громадных просчетов советской системы был отказ от радикального решения национальной проблемы. Ведь совершенно очевидно, что Союз был воистину нерушим до тех пор, пока народы верили в истинное равноправие и справедливую национальную политику. От добра добра не ищут, и если бы эта вера подкреплялась не только фразой, но и делами, центробежные силы не возобладали бы в вашей стране. Никто не хочет переходить из рая в ад, все хотят обратного. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий