Вы знаете кто такие Черкесы?

воскресенье, 13 мая 2012 г.


ЦАРСКАЯ ЭПОХА В СУДЬБЕ ЧЕРКЕСОВ 
С той самой поры, как Россия увидела реальную возможность стать великой империей, Кавказ стал для нее объектом особого притяжения. Здесь неуместны моральные сентенции. Да и государственные интересы сами по себе не укладываются в простую формулу "плохое-хорошее" или "моральное-аморальное". Политическая тенденция, определяемая обстоятельствами, не может однозначно оцениваться ни одобрительно, ни отрицательно: просто она есть и ее необходимо учитывать. 
Совсем иное - методы, которыми эта тенденция превращается в реальность. И если нельзя ничего предосудительного сказать о праве России на определенную роль в мировой политике, а также о ее желании распространить свое влияние на весь Кавказ, то избранный правителями способ реализации этого желания никак не может оставить беспристрастным всякого мыслящего и чувствующего человека. Разумеется, представления о добре и зле сильно зависят от нравов эпохи. Но от этого добро не перестает быть добром, а зло - злом. Если в свете этого оценивать историю освоения Кавказа Российской империей, то никак нельзя не признать, что по отношению к черкесам, дагестанцам, чеченцам, ногайцам и ряду других народов, это была длинная цепь настоящих злодеяний. Здесь впервые за период, называемый Новой историей, были широкомасштабно применены такие чудовищные методы борьбы как геноцид и тактика выжженной земли
Вполне возможно, что широкая общественность самой России не имеет ясного представления об этой странице истории их отечества, ибо всякое государство преподносит свою историю в таком свете, который ему более угоден. Поэтому резонно будет изложить некоторые наиболее бесспорные факты
По свидетельствам многих беспристрастных исследователей, как современных, так и тех времен, когда велось завоевание Кавказа, численность черкесов в конце ХVIII - начале XIX вв. достигала полутора-двух миллионов. В настоящее время их на родине остается немногим более полумиллиона. Известно, что при относительно спокойном историческом развитии население увеличивается за одно столетие примерно в десять раз. А здесь - сокращение втрое-вчетверо, а то и более
Обширная горная и предгорная территория от Центрального Предкавказья до Таманского полуострова, от Черноморского побережья до прикубанских степей, некогда населенная черкесами, сейчас или пустует, или же обжита выходцами из центральных губерний России и с Украины.
И еще об одном надо обязательно сказать: именно накануне активных действий российской армии на Северном Кавказе среди черкесов начался естественный процесс этнической консолидации. Центростре-мительные тенденции подкреплялись исторической памятью народа, прочно сохранившей предания о временах правителя Инала, под властью которого были объединены все абхазы, абазины, убыхи и адыги. Последующие события разрушили эту тенденцию и разбросали черкесов по всему миру, оставив им на исторической родине лишь жалкие лоскутки от прежней территории.
Еще с XVlII века началась методичная кампания по установлению русского владычества на всей территории Кавказа. При этом главным средством достижения цели была избрана война. Правда, в середине столетия обескровленная Грузия вынуждена была попросить защиты у единоверной России, чем та не преминула воспользоваться. Но между этими двумя странами оставалось значительное пространство, населенное народами, не собиравшимися ни у кого просить поддержки, а желавшими жить по своим, данным им Богом, законам. О том, насколько жестокой и бескомпромиссной была борьба, свидетельствует одно то, что она велась фактически более столетия. И не потому, что Россия не использовала всей своей мощи: здесь во главе русских войск перебывали такие знаменитые полководцы, как Потемкин, Суворов, Ермолов, Раевский, Вельяминов, Засс и многие другие. Нет спору, что по своим личным достоинствам это были люди выдающиеся. Но волею правителей они выполняли на Кавказе отнюдь не самую благородную миссию.
Политика в отношении черкесов и других малых народов Кавказа, была цинично определена предельно ясно: царю нужны не они сами, а населяемая ими плодородная земля и стратегически важные территории. Отсюда и тактика: туземцев не жалеть, в борьбе с ними хороши все средства, ведущие к достижению цели. А поэтому русские командиры с легким сердцем уничтожали мирное население, сжигали целые селения, вырубили вековые леса, не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Тех, кого не уничтожали, принуждали подчиниться чуждым для них законам, переселяли в неблагоприятные для проживания места, всячески попирали их права и достоинство. Об этом в те годы было широко известно цивилизованному миру. Об этом писала пресса европейских государств.
Но для того, чтобы заступиться за унижаемые и порабощаемые народы, видимо, требовались немалое мужество и кровная политическая, и экономическая заинтересованность. Ни одна из великих держав того времени не могла этого сделать без оглядки на мощь России. Вот одна из газетных публикаций того времени в английской газете "Стар" от 21 марта 1863 года под весьма недвусмысленным названием "Русское варварство в Черкесии". 
"Мы получили из Черкесии вести, которые возбудят негодование всех цивилизованных людей. В деревне Хафифе, в области шапсугов, разыгралась людоедская сцена. Мужчины этой деревни находились на пограничных форпостах. Воспользовавшись их отсутствием, царские солдаты напали на остальное население, которое осталось без защиты, и стали убивать, жечь, грабить. Среди жертв были восемнадцать старух, восемь детей и шесть стариков. На спине одной из убитых женщин оставили доску со следующими словами: "Идите и жалуйтесь кралице (королеве) Англии, к которой поехали ваши депутаты просить помощи". На теле маленького мальчика была обнаружена такая надпись: "Оставайся здесь вместо того, чтобы продаться твоим покровителям-туркам". Наконец, на трупе старика, у которого выкололи глаза, было написано: "Поезжай к своим депутатам, в Париже есть хорошие глазные врачи". Так царские армии распространяют цивилизацию. Вследствие системы поджогов, проводимой последние пять лет, уничтожены почти все хижины, расположенные в долинах. Население, лишенное своих очагов, нашло убежище в горах. Теперь много семей голодает. В отчаянии они намереваются подчиниться русским. Покинутые турками и Европой, эти несчастные создания в их бедственном положении готовы броситься в объятия врага. Однако большинство черкесов предпочитает умереть с оружием в руках". 
Уместно будет сказать, что на эту заметку обратил внимание сам Карл Маркс, чье мнение в глазах российских большевиков равно божьему во всех случаях, будь это вопросы истории, философии, экономики или же культуры, но отнюдь не политики России на Кавказе. 
Черкесский народ выразил свое отношение к войне сотнями преданий и песен, повествующих о сожжении мирных аулов, о гибели десятков и сотен безвинных людей, о подвигах защитников родной земли, о страданиях тех, кого изгнали со своих земель и обрекли на вечные скитания. Песни и предания о событиях тех времен бытуют в устной традиции и сейчас, почти полтора века спустя после окончания войны. 
Изобретательные на всяческие изуверства правители России постарались посеять раздор между черкесами и жившими мирно рядом с ними казаками. Они представляли миру черкесов как нецивилизованных дикарей, приобщение которых к передовой культуре или практически невозможно, или же возможно только под эгидой России. 
Нельзя сказать, что они в этом совсем не преуспели. Хотя война стоила самому русскому народу жизней многих тысяч солдат и офицеров. Из центральных губерний были насильно согнаны на Кавказ сотни тысяч крестьянских семей. На новом месте их, естественно, встречали как врагов, ибо они занимали земли исконных хозяев, которые оттеснялись на другие, менее удобные для жизни места или же вовсе изгонялись за новые пределы Российской империи. 
Если в течение всех лет военных действий шло планомерное уничтожение населения черкесского края, то последние годы войны (она закончилась в 1834 г.) стали ужасным заключительным аккордом невиданной трагедии. Гласно или негласно, но Российская и Османская империи договорились о том, чтобы черкесы могли беспрепятственно переселяться в Турцию. Новая русская администрация делала все, чтобы черкесам было как можно менее удобно жить на своей земле. Это - и непривычные для свободолюбивого народа чуждые ему законы, и территориальные притеснения, и всяческие иные методы унижения. Нередко перед черкесами ставились заведомо неприемлемые условия с альтернативой: в противном случае выселиться в Турцию. Со своей стороны турецкие эмиссары вели агитацию за переселение черкесов в единоверную страну. Они не жалели слов, расписывая прелести жизни под властью султана. Доведенный до отчаяния народ, обескровленный бесконечными войнами, притеснениями, унижениями, откровенным геноцидом и наглым разбоем, легко поддался на эти увещевания. 
Открылась самая страшная страница истории нашего народа. Тысячи и десятки тысяч людей потянулись караванами к черноморским портам для переселения на новые места, где, по их мнению, не будет никаких бедствий, которые преследовали их на истинной родине. Начался массовый исход, а, значит, страшные эпидемии и гибель людей, что неизбежно в таких случаях. 
Только по официальным данным число переселенцев насчитывает полмиллиона человек. Ученые полагают, что столько же покинуло родину без оформления паспортов. Более половины из этого числа не дошли до тех мест, куда они направлялись: их останки погребены по краям печальной дороги изгнания или же покоятся на дне Черного моря. Рассказывают, что жители побережья долгое время не употребляли морскую рыбу, поскольку черноморское дно было усеяно трупами несчастных изгнанников. А на местах новых поселений вначале появились могилы и только затем уже жилища людей. 
С первых лет пребывания на чужбине среди черкесов началось массовое движение за возвращение на родину. Поняв, что турецкая империя не сулит им ничего лучшего, чем российская, они готовы были на все, чтобы только вновь обрести утраченное. Потекли прошения на имя русского императора, но ему были не нужны мятежные черкесы, а землю черкесов он получил и возвращать не собирался. 
Произведены некоторые подсчеты. По данным разных авторов, численность населения к концу XVIII - началу ХIX вв. была не менее одного миллиона человек, а возможно, что достигала и двух с половиной миллионов. В результате массового переселения родину покинули от 500 тысяч до миллиона. Из них добрая половина погибла в пути от тягот дороги, голода и эпидемий. 
За десятилетия войны погибло в сражениях или же от набегов на мирные аулы громадное число людей, не поддающееся никакому учету. После официального завершения военных действий и полного установления русского административного правления черкесов на их земле оставалось не более пятой-шестой части прежнего числа, а вскоре их осталось меньше еще наполовину. Так, из двухсот тысяч кабардинцев осталось менее тридцати тысяч, из двухсот пятидесяти тысяч шапсугов - всего несколько тысяч; еще хуже обстояло дело с абадзехами, бесленеевцами, немногим лучше - с бжедугами. Из некогда многочисленного массива убыхов не осталось никого! 
Те немногие, кто не захотел или по какой-либо причине не смог уехать за пределы Кавказа, оказались небольшими островками в новом чужеродном окружении и должны были со временем раствориться в нем. Если этого не произошло, то только благодаря не исчерпанному, несмотря на все страдания, жизненному тонусу, сохраненному в последних остатках некогда гордого и многочисленного народа. 
На чужбине, где понемногу черкесы акклиматизировались и начали обживаться, со временем миновал кризис, который грозил окончательным вырождением нации. На смену отчаянию пришло чувство самосохранения, которое побудило концентрировать все жизненные силы и консолидироваться. Люди поняли, что сохраниться, как народ, можно только сохранив лучшие качества народа - высокое достоинство, природный ум, традиции предков. Благодаря этому из числа черкесов вышли выдающиеся военачальники и политики, замечательные писатели, дипломаты, ученые, деловые люди. 
Но ничто не могло возместить утраченной, родины, тоска по ней не угасает до настоящего времени. Черкесы - чужие в любой части земли за исключением своей исторической родины. XX ВЕК. 

1 комментарий:

  1. О каких миллионах населения речь, Кабарда в эпоху расцвета имела максимум 500 тысячное население, а после войны и параллельно с ней распространившейся чумы есть данные о 35 тысячах населения, это огромные потери, но не сказочные как " в английских газетах ", и против кого и велась война с тактикой "выжженной земли" так это против ногайцев, так что источники для статьи дрянь.

    ОтветитьУдалить