Вы знаете кто такие Черкесы?

воскресенье, 13 мая 2012 г.

Краткая история Черкесов

Черкесы. Это часть адыгов, в ходе миграции из Прикубанья на восток расселившаяся в верховьях Кубани и Зеленчуков, где до татаро-монгольского нашествия XIII в. обитала западная группа аланских племен. С этих пор началась дифференциация двух адыгских групп: западной, в современной практике и литературе давно получившей название «черкесы», и восточной — кабардинской. Название «черкес» не является по происхождению адыгским, оно имеет иноязычное происхождение и в источниках появляется не ранее середины XIII в. С этого времени адыги становятся широко известными в различных источниках (в том числе русских) как черкесы.
     Георгий Интериано в XV в. писал, что черкесами адыгов называют татары и турки. Тюркский этноним «черкесы» с XIV в. стал общим для всех адыгских групп, но затем его употребление постепенно сузилось и сейчас обозначает только ту группу адыгов, которая живет в Карачаево-Черкесской республике. Численность черкесов составляет до 50 тыс. человек. Как полагала Е.П. Алексеева, на территории Карачаево-Черкесии есть курганные могильники как западночеркесского типа, так и кабардинского. Судя по этим данным, в XIV — XV вв. здесь жили и западные адыги (например, беслснссвцы) и кабардинцы. Видимо, из этих двух групп адыгов и сложились современные черкесы как промежуточная адыгская группа между адыгейцами и кабардинцами.
      Политическая история черкесов в XVIII в. связана с борьбой России и Турции за Северо-Западный Кавказ. После Каспийского похода Петра I 1722-1723 гг. влияние России на Восточном Кавказе утвердилось, но Западный Кавказ продолжат оставаться сферой влияния Турции. Это вызывало неоднократные военные столкновения русских с турками, после русско-турецкой войны 1735-1739 гг. началось строительство Кавказской укрепленной линии. В 1774 г. по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией Кабарда и другие соседние области были признаны владениями России. Но на этом борьба не закончилась.
       В сентябре 1790 г. огромная турецкая армия под командованием Батвлпаши из Анапы двинулась в глубь Предкавказья. Генеральное сражение состоялось на берегу Кубани в районе нынешнего г. Черкесска. Турки были разбиты, Батал-паша попал в плен, остатки турецкого войска в панике бежали, преследуемые абазинами. После этого события народы Карачаево-Черкесии оказались полностью в сфере российского влияния, в 1804 г. на верхней Кубани были заложены Усть-Тохтамышское и Баталпашинское укрепления, в 1829 г. заложена новая оборонительная линия — Зеленчукская. Так началось заселение этой территории русским населением, в первую очередь казачьими станицами: в 1858 г. возникает станица Отрадная, в 1859 г.— станицы Зеленчукская и Кардоникская, в 1860 г. — Прсградная. Черкесы из горных долин с 1833 г. переселяются на предгорную равнину по рекам Большому и Малому Зеленчукам и Кубани. Так возникли 11 крупных равнинных селений черкесов, в которых они живут и по сей день.
Хозяйственный уклад черкесов по существу не отличался от уклада других адыгов. Особо следует выделить коневодство, которым издавна славились адыги. Из черкесских аулов коневодством был наиболее известен аул Хумара на правом берегу Кубани. Владельцами табунов были феодалы. В земледелии основным злаком было просо, из которого готовился «черкесский хлеб» — крутая пшенная каша и праздничный хмельной напиток «буза». Другой важной культурой была кукуруза «нартыху».
      Ещё в середине — второй половине XIX в. основой общественного строя черкесов был род, руководившийся адатами. «Род ответствен за каждого своего члена, каждый член ответствен за весь род»,— свидетельствует немецкий путешественник Ф. Боденштсдт и добавляет:— «Судебная система черкесов постоянно доказывает свою состоятельность. Потому здесь совершенно не знают, что значит запирать дома и сараи от воров». Отмечает Боденштедт и замечательное гостеприимство черкесов: «Гостеприимство черкесов стало всемирно известно и действительно заслуживает того, чтобы быть здесь упомянутым, хотя оно ничем существенным не отличается от гостеприимства других кавказских горцев».
        В этнографическом и культурном отношении черкесы ничем не отличались от других адыгских народов. Основным органом самоуправления черкесской общины было народное собрание — сход, отличавшийся своей демократичностью. Однако с развитием феодальных отношений в XIX в. решающим на собрании стало мнение князя, народ лишь одобрял решения и приносил присягу. Суды проводились по уже известным нам адатам — обычному устному праву.
       С распространением ислама суды по адату вытеснялись шариатским судом по мусульманским религиозным законам. Согласно адатам, мужчины могли появляться вне своего дома только в черкесской одежде и с оружием, прежде всего с неизменным кинжалом на поясе. Как у всех горцев, оружие было предметом гордости и личного престижа черкеса. «Черкес оружием обвешан, он им гордится, им утешен», — писал А.С. Пушкин, перечисляя далее: «На нем броня, пищаль, колчан, кубанский лук, кинжал, аркан и шашка, вечная подруга его трудов, его досуга».
     После Октябрьской революции 1917 г., в 1922 г., была создана объединенная Карачаево-Черкесская автономная область, впоследствии разделившаяся. В январе 1957 г. вновь образована объединенная Карачаево-Черкесская автономная область с центром в г. Черкесске (бывшая станица Баталпашинская). В настоящее время бывшая КЧАО вышла из состава Ставропольского края и преобразована в самостоятельный субъект Российской Федерации — Карачаево-Черкесскую республику с президентской исполнительной властью, введенной в июне 1999 г. после выборов первого президента Карачаево-Черкесии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий