Вы знаете кто такие Черкесы?

среда, 23 мая 2012 г.


"Алгебра родства"           Барасби Бгажноков 

Опираясь на родственную группу, находя в ней необходимую поддержку, человек шаг за шагом прокладывает свой жизненный путь, строит свою биографию, что как нельзя лучше выражается в адыгских обозначениях отцовского рода или клана - лъэпкъ, л1акъуэ. Смысловой перевод первого слова - твердая опора, твердая основа для ног. Второй термин - л1акъуэ построен с акцентом на русле или на пути, который проложен предками, служит указанием на общность происхождения, на идущую из глубин истории линию родства. Имя клана восходит к имени или прозвищу реального или легендарного предка, выступая в качестве эпонима - слова, которое, присоединяясь к личному имени человека, образует фамилию. Например, фамилия Хашироаых восходит к эпониму Хьэшыр (букв, «щенок»), фамилия Фокичевых - к эпониму Фочыщ1э букв, «оружейник».

Представляясь или представляя других, эпоним (фамилию) ставят впереди имени: Мет Хажмурат, Загашта Мухамед, Мамреш Борис. В редких случаях используется отчество: Мет Мухамеда сын Хажмурат. Часто в хо¬де знакомства спрашивают: «К кому ты относишься?» Отвечая, называют фамилию: «К Мето-вым», «К Загаштовым», «К Мамрешевым». Избегают вопроса: «Чей ты?» Говорят, что в прошлом так могли обратиться к выходцам из крепостных или унаутов, имея в виду их хозяев.

Клан или род может достигать нескольких сотен и даже тысяч семей. Многие из них живут отдельными, разобщенными группами на удаленных друг от друга территориях. Таковы кланы Шогеновых, Кардановых, Кушховых, Дышековых, Кумыковых... Установить кровную связь между всеми носителями подобных фамилий трудно. Чаще всего такой связи нет и не было. Но она имеется и легко прослеживается в локальных группах, где хорошо сознают и признают общность своего происхождения, то есть помнят и называют в цепи предков все звенья, которые, постепенно сужаясь, сходятся в имени первопредка в каком-нибудь четвертом, пятом или седьмом колене. Объединенная на этой почве общность семей образует патронимию -более узкую, чем клан, и вполне реальную форму родства, известную у адыгов под названием унэкъуэщ - «потомки сыновей одного дома». Члены патронимии - унакоши оказывают друг другу материальную и моральную помощь, сообща отстаивают и защищают групповые интересы, организуют и устраивают свадьбы, похороны, поминки, отмечают рождение детей...

Формальный глава патронимии самый старший мужчина -лъэпкъым и нэхъыжь. Обычно это старец 80-90 лет, с которым советуются по всем вопросам, находящимся в ведении патронимии. Выделяется кроме того реальный «управляющий делами патронимии» - лъэпкъ унафэщ1. Как правило, это крепкий внушительного вида мужчина 50-70- летнего возраста с незаурядными личными качествами. На первый план выдвигаются большой социальный опыт и ум, великолепное знание обычаев, неоспоримое ораторское искусство и развитые организаторские способности, то есть все, что заставляет других унакошей признать лидерство такого со родича и выполнять его распоряжения. В этнографической литературе такие люди известны как бигмены, от английского big man - большой человек.
Возникая первоначально в результате сегментации одной семьи, патронимия постепенно разрастается, почкуется. В результате образуется круг наиболее близких унакошей - унэкъуэщ благьэ и дальних унакошей - унэкъуэщ жыжьэ. К ближнему кругу патронимии могут быть отнесены члены семей, восходящих к общему деду или прадеду. Хозяйственно-экономические отношения и коммуникативные связи между ними более интен¬сивные и тесные, чем отноше¬ния с дальними унакошами. В прошлом это была фактически одна большая семья, в которой вместе с родителями жили семьи их женатых сыновей. Отсюда название таких объединений: «большая, вместе живущая семья» - унэгьуэшхуэ зэхэс. К такой группе родственников применим этнологический термин линидж, от латинского linea -ряд, поколение.

Кроме унакошей близкими родственниками считаются представители рода, из которого происходит мать. Они известны под названием анэш - букв, «род, который произвел на свет мать». Также относятся к роду, из которого происходит мать отца - адэм и анэш или адэш. Наконец, специально выделяется узкий круг ближайшей родни, для чего используют термины лы - «плоть» или зэл - «единая, общая" плоть», подразумевая под этим нечто вроде единого и неразрывного тела родства. В обозначаемую таким образом группу входят: 1) родители, 2) все дедушки и бабушки, 3) родные братья и сестры, 4) родные сыновья и дочери, 3) внуки и внучки.

Особо выделяя эту наиболее узкую группу кровно и телесно связанных родственников, иногда используют сложный термин 1ыхьлы-лыджанэ, в котором заимствованное из арабского язы¬ка слово 1ыхьлы служит обозначением всех кровных родственников, а адыгское слово лыджанэ сужает этот круг до самых близких родственников за счет своего первичного значения -"пленка, покрывающая сердце". В итоге телесное родство предстает и как "сердечное", эмпатически наполненное.

Вот почему бытует мнение, что «телесное» родство основано на глубокой биологической, эмпатической, даже телепатической близости и связи. Отсю¬да известные и трудно перево¬димые изречения типа: Лым и лыр мэуз; Маф1эм и гунэгъу лыр мажьэ. Их смысл сводится к тому, что боль, страдания и лишения одного из родных отдаются сильно в сердце каждого другого. И в самом деле между членами группы, связанной телесным родством, поддерживаются особенно тесные, доверительные и прочные отношения. Это ядро кровного родства, в котором психобиогенетический модус родства выступает на первый план и становится доминантным.

Основой существования и продолжения рода остается и считается при всем этом лишь кровное родство мужчин - сыновей патронимии. Поэтому исключительно важное значение имеет представление об отце, деде, прадеде и других мужчинах рода как о звеньях генеалогического дерева. Каждый муж чина обязан знать эту прямую, восходящую линию своего родства (то есть свою родословную) до седьмого колена - л1этехь-эгъуибл, называя имена семи предков по отцовской линии -адэц1ибл.

Дочери и их дети исключают¬ся из генеалогического дерева. Это «побочный» для патронимии материал, который «раздают» другим родам. ( ) Выходя замуж, они переходят к роду мужа, растворяются в нем, а память о своем прежнем роде сохраняют, называя семейно-родственный коллектив, в котором прошло их детство и юность, словом дыщ -отчий дом. Для их детей, именуемых пхъурылъху, это уже чужой дом, тогда как дети, рожденные от сыновей дома - къуэрылъху, считаются здесь хозяевами.

К свойственникам относят кровных родственников своих зятей и невесток. Отсюда именно так и переводимое на русский язык мнемоническое пра¬вило: Благъэр уипхъу зэрысымрэ, уи нысэ и дыщымрэщ. Обозначением родственников по свойству является термин благьэ, в основе которого лежит глагол блэн - вязать, плести, нанизывать, напоминающий о «завязывании» близких отношений между двумя родами - родом жениха и родом невесты.
Адыгэ хабзэ предписывает относиться к свойственникам с большим почтением, сохраняя продиктованную отсутствием кровной связи психологическую дистанцию. Не всем это удается, поэтому всегда подчеркивалось, что умение поддерживать добрые и ровные отношения с родственниками невесток и зятей - искусство, требующее большого ума и такта. Такими отношениями нужно дорожить, можно гордиться. Их, как говорят в народе, необходимо хранить и беречь как просяное зернышко - с трепетной аккуратностью. Женитьбу сына или выход дочери замуж адыги рассматривают как событие огромной важности, придавая большое значение не только личным качествам невесты (жениха), но и качествам рода, к которому она (он) принадлежит». «Вместе с хорошей невестой ищи (выбирай) и хороших свойственников», - говорят обычно в народе.

Такое отношение к ситуации выбора обусловлено во многом и заботой об оптимальной, успешной наследственности, поэтому другое весьма распростра¬ненное правило гласит: "Невестку возьми из более знатной (родовитой) семьи, дочь отдай в менее знатную" - дэ1эбеи къашэ, е1эбыхи ет. Тем самым подчеркивается, что в наибольшей степени следует заботиться об улучшении генотипических черт отцовского рода - за счет свойств, которые привносят неизбежно невестки. Кстати, математическое следствие того, что потомки похожи на родителей, у адыгов представлено следующим образом: 75% генетического материала - от мужчины, 25% - от женщины. С другой стороны, существует точно так же математически выраженное представление о том, на сколько поколений простирается генетический эффект. Наследственность, как принято считать, дает о себе знать в семи поколениях, и отсюда известное изречение 
Л1эужьыр бжьиблк1э мауэ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий