Победы воинствующего мюридизма в Дагестане и Чечне в середине сороковых годов XIX века обусловили его распространение и на Западном Кавказе. Мюридизм, имевший теократическую основу, получил популярность в массе низших слоёв горского населения благодаря своей идее всеобщего равенства. Особенно популярной почвой для мюридизма служили патриархально-демократические горские общины, сохранившиеся почти в классической форме в Убыхии. Несмотря на то, что ислам среди убыхов, как и среди адыгов и абхазов, начал распространяться ещё с середины XVIII века, мусульманская религия не получила широкого распространения, закрепившись в основном лишь в среде горской родовой знати. Проповеди турецких и крымских мулл оставались чуждыми основной массе населения, в своих религиозных воззрениях прочно придерживавшихся смеси христианства и первобытных культов.
Более или менее прочно ислам
начал восприниматься убыхами только начиная с конца тридцатых - начала
сороковых годов на популярной мюридистской основе, принесённой с Восточного
Кавказа, из Дагестана и Чечни, проповедниками "газавата" - священной
войны против России, присылавшимися Шамилём на Западный Кавказ. Первым
официальным эмиссаром Шамиля на Западном Кавказе был наиб Хаджи-Магомет,
прибывший к абадзехам в 1842 году. Чтобы изолировать прикубанские племена от
русского влияния, он решил заставить их переселиться в горы, но получил
решительный отпор. Попытка Хаджи-Магомета объединить западно-кавказские племена
под знаменем "газавата" ему также не удалась; и только внезапная
смерть спасла его от гнева Шамиля. В 1845 году на Западном Кавказе появились
два новых посланника Шамиля: Сулейман-Эффенди и его помощник Хаджи-Бекир.
Шамиль поставил перед ними задачу создать из западнокавказских горцев крупное
воинское соединение и перебросить его в Чечню и Дагестан на помощь войскам
Шамиля. По всем горским обществам было разослано воззвание Шамиля, согласно
которому каждый аул должен был выставить определённое количество всадников в
полном вооружении. Однако всадники на сборные пункты не являлись, а большинство
горских общин вообще отказались обсуждать воззвание Шамиля. Сулейману-Эффенди с
трудом удалось сколотить небольшой отряд, с помощью которого он пытался силой
принудить выступить на помощь Шамилю, но получил решительный отпор и собранные
им силы разбрелись по своим аулам. Не выполнив поручения Шамиля по организации
вспомогательного отряда и опасаясь его гнева, Сулейман-Эффенди сдался в плен
русским.
Самым активным проповедником мюридизма на Западном Кавказе явился Магомет-Эмин, присланный Шамилём в конце 1848 г. Магомет-Эмин был известен в Дагестане под своим настоящим именем Магомет Асиялов (по имени его матери - Асин). Шамиль же дал ему прозвище "верный" (по-арабски - Амин) и с тех пор за ним закрепилось имя Магомет-Эмин. По отзыву самого Шамиля, Магомет-Эмин не отличался большими способностями как правитель, но был очень храбрым и набожным наибом, преданным Шамилю. Достигнув же к началу Крымской войны (1853-1855 гг.) определённых успехов в проповеди газавата на северном склоне Западного Кавказа, Магомет-Эмин переносит свою деятельность в Убыхию и Джигетию, где его мероприятия находят поддержку как со стороны старшинской верхушки, так и в массе свободного населения. 3 октября 1852 года Магомет-Эмин с двухтысячным отрядом убыхов вторгнулся в землю джигетов. Начальник Черноморской береговой линии, извещённый об этом, немедленно прибыл с резервом в укрепление "Святого Духа" и 4 октября выслал вверх по реке Мзымте отряд численностью 740 человек с двумя орудиями под командованием майора Бибикова. 5 октября эти войска встретились с отрядом Магомет-Эмина в четырёх километрах от укрепления "Святого Духа" (в районе современного с. Молдовка) и вступили с ними в бой. После ожесточённой схватки убыхи лишились более 20 человек убитых и нескольких раненых из лучших фамилий и на другой день ещё до рассвета разошлись по своим аулам.
Самым активным проповедником мюридизма на Западном Кавказе явился Магомет-Эмин, присланный Шамилём в конце 1848 г. Магомет-Эмин был известен в Дагестане под своим настоящим именем Магомет Асиялов (по имени его матери - Асин). Шамиль же дал ему прозвище "верный" (по-арабски - Амин) и с тех пор за ним закрепилось имя Магомет-Эмин. По отзыву самого Шамиля, Магомет-Эмин не отличался большими способностями как правитель, но был очень храбрым и набожным наибом, преданным Шамилю. Достигнув же к началу Крымской войны (1853-1855 гг.) определённых успехов в проповеди газавата на северном склоне Западного Кавказа, Магомет-Эмин переносит свою деятельность в Убыхию и Джигетию, где его мероприятия находят поддержку как со стороны старшинской верхушки, так и в массе свободного населения. 3 октября 1852 года Магомет-Эмин с двухтысячным отрядом убыхов вторгнулся в землю джигетов. Начальник Черноморской береговой линии, извещённый об этом, немедленно прибыл с резервом в укрепление "Святого Духа" и 4 октября выслал вверх по реке Мзымте отряд численностью 740 человек с двумя орудиями под командованием майора Бибикова. 5 октября эти войска встретились с отрядом Магомет-Эмина в четырёх километрах от укрепления "Святого Духа" (в районе современного с. Молдовка) и вступили с ними в бой. После ожесточённой схватки убыхи лишились более 20 человек убитых и нескольких раненых из лучших фамилий и на другой день ещё до рассвета разошлись по своим аулам.
Осенью 1852 года, после
получения указания из Константинополя, Магомет-Эмин на большом собрании горцев
объявил о неизбежности новой войны между Россией и Турцией и призвал их
выступить с оружием в руках на стороне Турции. Деятельность Магомет-Эмина в
этот период среди убыхов и абадзехов оценивалась Турцией не менее высоко, чем
происки Сефер-бея среди натухайцев и шапсугов. Определённый успех, достигнутый
Магомет-Эмином в распространении мюридизма среди убыхов был обусловлен
поддержкой старшинско-дворянской верхушки в лице таких видных деятелей как
Измаил Дзиаш (Измаил Баракай) и Хаджи-Берзек Керантух, представлявших наиболее
многочисленные и знатные дворянские фамилии. Средним и низшим слоям населения
Убыхии импонировали демагогические обещания наиба о полной свободе и
независимости всем членам горских обществ.
Обосновавшись в Убыхии,
Магомет-Эмин построил в долине Вардане (р. Буу) крепость, которая однако просуществовала
недолго и была сожжена повстанцами. Именно в Убыхии Магомет-Эмин нашёл
поддержку в тот тяжёлый момент, когда ему выразили непокорность даже абадзехи,
в своё время настойчиво просившие Шамиля прислать им наиба. Несмотря на
предпринятые русским командованием меры, Магомет-Эмину удаётся установить свою
власть над большей частью Адлерской Джигетии. Для закрепления своего влияния и
насаждения мюридизма в Убыхии, Джигетии и причерноморской Шапсугии Магомет-Эмин
производит массовое уничтожение крестов в священных рощах, где горцы совершали
в течение многих веков свои религиозные обряды и празднества, и взамен строит
мечети. Среди свободолюбивых горцев, не привыкших к столь бесцеремонным
действиям, эти мероприятия Магомет-Эмина вызвали массовое недовольство,
выразившееся в конечном итоге в восстании и уничтожении всех мечетей с
восстановлением крестов в священных рощах. Была уничтожена при этих
выступлениях и крепость Магомет-Эмина в Вардане, бывшая его опорным лагерем в
Убыхии. Под влиянием убыхов очень незначительное распространение мюридизм
получил среди жителей Ахчипсу, а также дальцев и цебельдинцев. Распространить
идеи мюридизма и газавата в Абхазии Магомет-Эмину не удалось.
Несмотря на слабость позиций
Магомет-Эмина на территории причерноморских племён, выступивших против его
решительных мер по насаждению мюридизма, общим результатом его деятельности в
Убыхии явилось закрепление мусульманства на восточном берегу Чёрного моря,
усиление влияния Турции среди горцев и признание ими султана главой мусульманского
мира. Но своей основной задачи - поднять горцев против русских во время
Крымской войны - Магомет-Эмину не удалось выполнить
После окончательного разгрома
в середине 1858 года сил Шамиля и его пленения, Магомет-Эмин счёл более
благоразумным сдаться русским войскам, приведя с собой 2000 абадзехских
всадников. Александр II, довольный сдачей в плен последнего наиба Шамиля, очень
благосклонно лично принял Магомет-Эмина, назначил ему пожизненную пенсию в
размере трёх тысяч рублей в год и разрешил выехать для проживания в Турцию.
Деятельность Магомет-Эмина в Турции носила двойственный характер; он занимался интригами среди кавказских эмигрантов, одновременно заверяя теперь уже царское правительство в своём верноподданничестве и выпрашивая у него дополнительные, кроме пенсии, подачки.
Деятельность Магомет-Эмина в Турции носила двойственный характер; он занимался интригами среди кавказских эмигрантов, одновременно заверяя теперь уже царское правительство в своём верноподданничестве и выпрашивая у него дополнительные, кроме пенсии, подачки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий