Вы знаете кто такие Черкесы?

воскресенье, 13 мая 2012 г.


Трагедия и надежда черкесов
Нам далеко не безразлично все, что связано с бывшим Союзом ССР, а, значит, и с Кавказом, который наши предки всегда считали (и мы считаем) своей истинной родиной. Мы переживаем вместе со всеми россиянами за страну, за судьбы людей, ее населяющих, за судьбу преобразований, которые так многообещающе начались под знаком Перестройки
Ни один черкес, где бы он ни находился, не может быть безразличным к тому, что происходит в России
Находясь в другой стране, вряд ли возможно постичь все причины, приведшие к кризису общество, состоящее из сотен миллионов человек. И все же представляется, есть нечто общее между событиями времен Октябрьской революции и нынешними. Это, прежде всего то, что теперь, как и тогда, сработала масса накопившихся социальных проблем, решение которых тормозилось, или же актуальность которых вообще игнорировалась. Говорят, история повторяется и не всегда в виде фарса. Если не воспользоваться благоприятным случаем для выправления прошлых ошибок, общество может оказаться обреченным
Конечно же, всеобщий кризис в огромном государстве может вызываться не одной или двумя проблемами: здесь в тугой узел переплелись многие большие и малые беды. Одна из них непосредственно касается нас, черкесов. Об этом и хочется сказать подробнее
Коренной вопрос при решении национальных проблем - это право нации на самоопределение. Результатом его реализации призвана стать атмосфера полного взаимопонимания, доверия и уважения между людьми, независимо от национальной и расовой принадлежности и вероисповедания. Несмотря на многонациональность империи, созданной вследствие завоевания и порабощения многих народов, живущих на юге, востоке, западе и севере от исторической России, царизм фактически игнорировал национальный вопрос. Вся подвластная территория была разделена на губернии, которые усиленно заселялись людьми из Центральной России. Везде насаждалось единообразное административное правление
Как бы мы ни относились к большевизму, как явлению, большевикам надо воздать должное за создание национально-территориальных образований. Впервые на политической картине цивилизованного мира появились территориально-административные названия, установленные по национальному признаку. Впервые громко заговорили о национальных языках, о национальных культурах. Как оказалось впоследствии, во всем этом, к сожалению, было не столько истинного благородства, сколько стремления произвести впечатление на мировую общественность. Многое из провозглашенного по части прав народов и прав личности оказалось лишь пустой декларацией, ничем не подкрепляемой. Всякие разговоры о возможности истинного самоуправления расценивались как преступления против государственных устоев. Все сколько-нибудь серьезные вопросы экономики, культуры и политики решались не иначе как в Москве. Там же определялись и границы национальных территорий. По сути, это была реализация права сильного, и чем сильнее представлялся какой-нибудь этнический массив, тем больше ему предоставлялось прав. Так, когда дело дошло до полного развала Союза, право на самостоятельность сумели отвоевать себе сначала республики Прибалтики, известные своим крутым нравом, а затем и остальные, носившие статус союзных. Но когда о суверенитете заговорила Чечня, началась ее травля. 
Что же это за право на самоопределение, если вам говорят: "Ты, конечно, можешь отделиться, но если ты вправду решился на это, то мы тебя удушим?" Думается, каждый хочет жить в большой могучей стране, с которой считается весь мир, и в которой люди чувствуют себя увереннее и лучше, чем в какой-то "банановой республике". Никто от хорошего бегать не будет. Но для этого оно должно быть хорошим по-настоящему. Россия, как представляется, так и не извлекла для себя уроков ни из собственной истории, ни из истории других колониальных держав. Между тем, как бы ни клеймили наш век, именно в двадцатом столетии стали общепринятыми в политике принципы взаимного уважения, учета интересов друг друга, понимания моральной ответственности за судьбы всех народов, населяющих нашу планету. И поэтому любое государство, тем более великое, просто обязано иметь глубоко продуманную и вызывающую уважение национальную политику
Без такой политики, без учета интересов каждого народа, даже самого малочисленного, не может быть прочной никакая федерация. Колонии хороши, как правило, когда их завоевываешь или когда используешь их ресурсы. Но со временем народ-завоеватель оказывается перед моральным выбором: или преступить нравственность, или же взять на себя ответственность за судьбу народа, который был или порабощен или же изгнан со своих земель. От этой ответственности нельзя освободиться иначе, как разделив с другим народом все его заботы.

Один из народов, который имеет сегодня право предъявить свои веские претензии Российскому государству, это черкесы (адыги и абхазы). Это выглядит особенно убедительно в связи с тем, что новое российское руководство демонстрирует преемственность старой царской России вплоть до возвращения ее символической атрибутики.

1 комментарий:

  1. Российскому государству адыги и абхазы не могут предъявлять претензии хотя бы потому, что сами являются его частью, мало того, они имеют свою государственность

    ОтветитьУдалить