ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
.jpg)
Человечество достигло своего совершеннолетия
после долгих веков варварских и полуварварских методов решения острых проблем.
В настоящее время все более очевидной становится бесперспективность решения
споров силовыми методами. Все большую популярность обретают поиски
компромиссных вариантов, учет взаимных интересов, отказ от диктата; весь
комплекс взаимоотношений - от межличностных до межгосударственных - гуманизируется,
приобретает истинно цивилизованный характер. Политики и все общество с все
большей ясностью осознают невозможность волевого регулирования исторического
процесса и ищут пути к гармонии с ним. Вместе с тем, каждая проблема имеет
варианты своего решения, и при их реализации со всей остротой обнажаются
интересы разных сторон. Попытаемся взглянуть на черкесскую проблему с точки
зрения российского государства и с точки зрения самих черкесов, в ее
ретроспективе и в настоящее время.
1. Российская позиция.
Об этом мы высказывались при изложении истории
завоевания Кавказа. Впоследствии радикальных изменений не последовало: интерес
к сохранению однажды занятых территорий, видимо, одинаково устойчив у всех без
исключения государств, и это можно понять. Но к этому есть разные пути: от
удержания грубой силой до абсолютно добровольной с обеих сторон
консолидации.
Россия, начав с первого, следующим шагом
избрала демографическую экспансию, т. е. заселение занятых территорий лицами
русской национальности, чтобы баланс сил мог стать наиболее благоприятен для
нее. Так, в современной Адыгейской республике коренное население составляет
всего около 20%, и при любом демократическом голосовании верх возьмет воля
другой части. В этих условиях остается лишь уповать на добрососедство и
взаимопонимание между различными этническими группами населения.
Кстати, насколько нам известно, это
взаимопонимание находилось всегда, когда в дело не вмешивались какие-либо
третьи силы, заинтересованные в дестабилизации.
Сейчас Российское государство стоит перед
проблемой выработки масштабной политической программы в области национальных
отношений, основанной на безусловном признании двух международных деклараций: о
правах коренных народов и о праве наций на самоопределение. Историческая
перспектива такова, что сама Россия более заинтересована в существовании
процветающего и дружественного государственного образования в своем составе или
же вне ее, чем в сохранении черкесской проблемы, способной негативно повлиять
на внутриполитическую ситуацию, на международный престиж великого государства.
Пример СССР с игнорированием национального вопроса комментариев не
требует.
2. Черкесская позиция.
Она претерпела существенные изменения: от
вооруженного сопротивления в первой половине ХIХ века до попытки решить дело
дипломатическим путем. В последние годы возможности контактов и даже переезда
отдельных лиц и семей на постоянное жительство в республики Северного Кавказа значительно
возросли. И, как можно судить по первым впечатлениям, это не приводит к
каким-либо конфликтам на национальной основе. Надо сказать, черкесы во все
времена жили миролюбиво со своими соседями, поэтому поселившиеся рядом с ними
выходцы из других народов - русские, армяне, греки, евреи - чувствовали себя
весьма уютно и находились под покровительством местных князей. Вместе с тем, в
наше время появились несколько различных позиций:
а) сохранить существующее положение и скрыто
препятствовать возвращению представителей зарубежной диаспоры. Сторонниками
этой позиции чаще всего бывают местные чиновники старого коммунистического
толка, не привыкшие решать что-либо без указующего перста из центра, чем они
дискредитируют и себя, и центр;
б) создать на Северном Кавказе союзное
образование в составе Российской Федерации. Его сторонники за возвращение
черкесов из-за рубежа и за тесное сотрудничество с центральными российскими
властями на основе федеративного договора. Такую позицию широко поддерживает
основная часть зарубежных адыгов, хорошо понимающих, что только нахождение в составе
мощного российского государства, может быть гарантией мирного цивилизованного
восстановления черкесского народа как единого целого;
в) немедленно отделиться от России и создать свое
независимое государство, включающее всю территорию исторической Черкесии, в т.
ч. и Абхазию. Эта идея имеет своих горячих сторонников, но основная масса
черкесов убеждена в исторической бесперспективности такого пути;
г) наконец, в связи с варварскими действиями
грузинской военщины в Абхазии, там резко усилились тенденции за отделение
Абхазии от Грузии и возвращение ее в состав Российского государства, которое,
кстати, имеет перед всеми черкесами (в т. ч. и абхазами) большие моральные
обязательства, наследует ответственность за судьбу этих народов перед судом истории,
ибо именно Россия разрушила естественный ход их исторического развития и
принудила подавляющее большинство черкесов скитаться по всему миру.
Резюмируя все изложенное, можно сформулировать следующие
основные проблемы, стоящие перед черкесами:
- Необходимо поставить вопрос о возвращении их
на историческую родину в ранг государственной политики России, определив для
этого предпочтительные места компактного расселения репатриантов и установив государственные
гарантии их поддержки; тем же, кто не готов к переезду, но желает установления
тесных контактов с исторической родиной, разрешить двойное гражданство.
- Предоставить черкесам, как народу, особо
пострадавшему от геноцида в XIХ веке и до настоящего времени проживающее в
изгнании (за рубежом находится 4/5 всех черкесов!), статус народа-изгнанника,
что позволит ему хоть частично восстановиться в своих юридических правах и
поможет в последующем национальном возрождении.
В настоящее время со всей остротой встает
необходимость разрешения этих двух проблем. Ничего невозможного или ущемляющего
чьи-либо интересы в этом нет. Между тем, затягивание с решением их чревато
осложнениями. В мире есть силы, крайне заинтересованные в разыгрывании
"кавказской карты" для дальнейшего ослабления России, поэтому
"балканизация" Кавказа или придание данной проблеме религиозного
характера не отвечает интересам ни черкесов, ни русских.
В истории адыго-русских отношений немало
светлых страниц, и не следует забывать об этом ни одной из сторон. Еще во
времена Иоанна IV мы породнились с Россией, немало черкесов проявило себя
выдающимися полководцами и государственными деятелями России. Вспомним хотя бы
Бековичей-Черкасских, из которых выходили и вице-канцлеры, и генералы, и
министры. Некоторые из них становились правителями страны в отсутствие самого
царя, другие способствовали реформам Петра Великого и Александра Второго,
третьи выступали меценатами. Наконец, в сороковые годы нашего столетия черкесы,
как и другие, не жалели сил и самой жизни в борьбе с фашизмом.
С другой стороны, черкесы достойно проявили
себя в странах, где они оказались изгнанниками. Среди нас есть крупные
бизнесмены, дипломаты, тренеры, высококвалифицированные специалисты в области
электроники, механики, строительства, экономики. Весь этот потенциал способен
помочь России органично вписаться в мировую экономическую систему.
Разум диктует ориентироваться на все эти
положительные факторы, которые могут быть использованы к всеобщей выгоде.
Требуется только услышать голос разума, проникнуться духом ответственности и
доброжелательства. Наша проблема ждет своего разрешения. Она остра, но не
неразрешима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий