воскресенье, 13 мая 2012 г.


ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 
Эти заметки никак не могут быть рецептом, принятие которого неизбежно излечит этот застарелый недуг. Но проблема существует. Она актуальна как для черкесов, так и для самого российского государства, которое заинтересовано в своем собственном благополучии и в процветании своего населения. Поэтому смею изложить свои соображения относительно того, как можно решить проблему так, чтобы от этого все только выиграли бы. Как говорят на Востоке, если кто-то знает лучший путь, пусть посох будет вложен в его руки. 
Человечество достигло своего совершеннолетия после долгих веков варварских и полуварварских методов решения острых проблем. В настоящее время все более очевидной становится бесперспективность решения споров силовыми методами. Все большую популярность обретают поиски компромиссных вариантов, учет взаимных интересов, отказ от диктата; весь комплекс взаимоотношений - от межличностных до межгосударственных - гуманизируется, приобретает истинно цивилизованный характер. Политики и все общество с все большей ясностью осознают невозможность волевого регулирования исторического процесса и ищут пути к гармонии с ним. Вместе с тем, каждая проблема имеет варианты своего решения, и при их реализации со всей остротой обнажаются интересы разных сторон. Попытаемся взглянуть на черкесскую проблему с точки зрения российского государства и с точки зрения самих черкесов, в ее ретроспективе и в настоящее время. 
1. Российская позиция. 
Об этом мы высказывались при изложении истории завоевания Кавказа. Впоследствии радикальных изменений не последовало: интерес к сохранению однажды занятых территорий, видимо, одинаково устойчив у всех без исключения государств, и это можно понять. Но к этому есть разные пути: от удержания грубой силой до абсолютно добровольной с обеих сторон консолидации. 
Россия, начав с первого, следующим шагом избрала демографическую экспансию, т. е. заселение занятых территорий лицами русской национальности, чтобы баланс сил мог стать наиболее благоприятен для нее. Так, в современной Адыгейской республике коренное население составляет всего около 20%, и при любом демократическом голосовании верх возьмет воля другой части. В этих условиях остается лишь уповать на добрососедство и взаимопонимание между различными этническими группами населения. 
Кстати, насколько нам известно, это взаимопонимание находилось всегда, когда в дело не вмешивались какие-либо третьи силы, заинтересованные в дестабилизации. 
Сейчас Российское государство стоит перед проблемой выработки масштабной политической программы в области национальных отношений, основанной на безусловном признании двух международных деклараций: о правах коренных народов и о праве наций на самоопределение. Историческая перспектива такова, что сама Россия более заинтересована в существовании процветающего и дружественного государственного образования в своем составе или же вне ее, чем в сохранении черкесской проблемы, способной негативно повлиять на внутриполитическую ситуацию, на международный престиж великого государства. Пример СССР с игнорированием национального вопроса комментариев не требует. 
2. Черкесская позиция. 
Она претерпела существенные изменения: от вооруженного сопротивления в первой половине ХIХ века до попытки решить дело дипломатическим путем. В последние годы возможности контактов и даже переезда отдельных лиц и семей на постоянное жительство в республики Северного Кавказа значительно возросли. И, как можно судить по первым впечатлениям, это не приводит к каким-либо конфликтам на национальной основе. Надо сказать, черкесы во все времена жили миролюбиво со своими соседями, поэтому поселившиеся рядом с ними выходцы из других народов - русские, армяне, греки, евреи - чувствовали себя весьма уютно и находились под покровительством местных князей. Вместе с тем, в наше время появились несколько различных позиций: 
а) сохранить существующее положение и скрыто препятствовать возвращению представителей зарубежной диаспоры. Сторонниками этой позиции чаще всего бывают местные чиновники старого коммунистического толка, не привыкшие решать что-либо без указующего перста из центра, чем они дискредитируют и себя, и центр; 
б) создать на Северном Кавказе союзное образование в составе Российской Федерации. Его сторонники за возвращение черкесов из-за рубежа и за тесное сотрудничество с центральными российскими властями на основе федеративного договора. Такую позицию широко поддерживает основная часть зарубежных адыгов, хорошо понимающих, что только нахождение в составе мощного российского государства, может быть гарантией мирного цивилизованного восстановления черкесского народа как единого целого; 
в) немедленно отделиться от России и создать свое независимое государство, включающее всю территорию исторической Черкесии, в т. ч. и Абхазию. Эта идея имеет своих горячих сторонников, но основная масса черкесов убеждена в исторической бесперспективности такого пути; 
г) наконец, в связи с варварскими действиями грузинской военщины в Абхазии, там резко усилились тенденции за отделение Абхазии от Грузии и возвращение ее в состав Российского государства, которое, кстати, имеет перед всеми черкесами (в т. ч. и абхазами) большие моральные обязательства, наследует ответственность за судьбу этих народов перед судом истории, ибо именно Россия разрушила естественный ход их исторического развития и принудила подавляющее большинство черкесов скитаться по всему миру. 
Резюмируя все изложенное, можно сформулировать следующие основные проблемы, стоящие перед черкесами: 
- Необходимо поставить вопрос о возвращении их на историческую родину в ранг государственной политики России, определив для этого предпочтительные места компактного расселения репатриантов и установив государственные гарантии их поддержки; тем же, кто не готов к переезду, но желает установления тесных контактов с исторической родиной, разрешить двойное гражданство. 
- Предоставить черкесам, как народу, особо пострадавшему от геноцида в XIХ веке и до настоящего времени проживающее в изгнании (за рубежом находится 4/5 всех черкесов!), статус народа-изгнанника, что позволит ему хоть частично восстановиться в своих юридических правах и поможет в последующем национальном возрождении. 

В настоящее время со всей остротой встает необходимость разрешения этих двух проблем. Ничего невозможного или ущемляющего чьи-либо интересы в этом нет. Между тем, затягивание с решением их чревато осложнениями. В мире есть силы, крайне заинтересованные в разыгрывании "кавказской карты" для дальнейшего ослабления России, поэтому "балканизация" Кавказа или придание данной проблеме религиозного характера не отвечает интересам ни черкесов, ни русских. 
В истории адыго-русских отношений немало светлых страниц, и не следует забывать об этом ни одной из сторон. Еще во времена Иоанна IV мы породнились с Россией, немало черкесов проявило себя выдающимися полководцами и государственными деятелями России. Вспомним хотя бы Бековичей-Черкасских, из которых выходили и вице-канцлеры, и генералы, и министры. Некоторые из них становились правителями страны в отсутствие самого царя, другие способствовали реформам Петра Великого и Александра Второго, третьи выступали меценатами. Наконец, в сороковые годы нашего столетия черкесы, как и другие, не жалели сил и самой жизни в борьбе с фашизмом. 
С другой стороны, черкесы достойно проявили себя в странах, где они оказались изгнанниками. Среди нас есть крупные бизнесмены, дипломаты, тренеры, высококвалифицированные специалисты в области электроники, механики, строительства, экономики. Весь этот потенциал способен помочь России органично вписаться в мировую экономическую систему. 
Разум диктует ориентироваться на все эти положительные факторы, которые могут быть использованы к всеобщей выгоде. Требуется только услышать голос разума, проникнуться духом ответственности и доброжелательства. Наша проблема ждет своего разрешения. Она остра, но не неразрешима. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий